7–8 июля 2021 г. круглый стол «Проблемы американистики» на XIV Конгрессе антропологов и этнологов России

Круглый стол «Проблемы американистики» в рамках XIV Конгресса антропологов и этнологов России в Томске пройдет 7–8 июля 2021 г. онлайн.

Наука 16+

7 июля

Утреннее заседание (08:00–12:00)

АЛЕКСАНДРЕНКОВ Эдуард Григорьевич
Институт этнологии и антропологии РАН (Москва), ed_alex@mail.ru
РОССИЙСКАЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ АМЕРИКАНИСТИКА НА ФОНЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Знакомство европейцев с Новым Светом породило большое число произведений, где описывалось его население. Их число постоянно прирастало, главным образом, за счет работ миссионеров. Не без влияния этой литературы в Европе в XVIII в. появились термины, закрепившие название новой отрасли знаний о человеке, основным из которых стал «этнография». В XIX в. проходило накопление сведений о коренном населении континента, теперь за счет светских исследователей. В XX в. термин «этнография» постепенно поглощается более широко понимаемым термином «антропология», включавшего интерес как к аборигенам континента, так и другим слоям населения. Исследователей все больше занимают социальные аспекты их бытия. В настоящее время спектр этих интересов бесконечно обширен. В России интерес к Америке был обусловлен, прежде всего, наличием колониальных владений в северной ее части. Появились солидные этнографические коллекции и исследования об аборигенах. В Латинской Америке россияне работали один раз в XIX в. и в начале ХХ. В СССР интересы к познанию внешнего мира, в том числе Америки, питала геополитика. Были опубликованы двухтомник в серии «Народы мира», книги о национальных (затем этнических) процессах и целый ряд других. Сближение с Кубой, помимо усиления интереса к Латинской Америке, дало возможность проведения там полевых работ. Постсоветскому периоду внимания к Америке свойственно вытеснение слова «этнография» «антропологией» без существенного изменения тематики исследований.

ГРИНЁВ Андрей Вальтерович
Гуманитарный институт Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого (Санкт-Петербург), agrinev1960@mail.ru
АВТОЭТНОГРАФИЯ, АМЕРИКАНИСТИКА И НАУКОМЕТРИЯ
Автоэтнография – не слишком распространенный жанр в отечественной науке, а американистика традиционно значительно уступает по популярности таким направлениям отечественной антропологии, как изучение народов России. Тем не менее, постараемся совместить обе темы, причем рассмотрим их сквозь призму активно насаждаемой с 2012 г. наукометрии. Интерес автора к американистике зародился еще на школьной скамье и к 60-летнему возрасту он воплотился в десятках статей и нескольких монографиях, вышедших в России и за рубежом. Почти все эти работы посвящены истории и этнографии Аляски. До принудительного внедрения наукометрических требований в вузе, где трудится автор, он не задумывался о таких показателях, как рейтинг журнала в международных базах данных, индекс Хирша и т.п. Ситуация резко изменилась после 2012 г. и ему пришлось кардинально менять сложившуюся публикационную стратегию, переориентировавшись на издания, индексированные в БД Scopus и Web of Science. Без этих перемен автор рисковал оказаться не только без премий за публикации, но и без рабочего контракта. Следствием стало наращивание количества статей и разнообразия их тематики с существенным расширением номенклатуры публикующих их журналов в США и Европе. Однако эти позитивные перемены сопровождались переориентацией преимущественно на зарубежные издания, а не на отечественные. В целом напрашивается вывод о необходимости продолжении автоэтнографических наблюдений для развития такой дисциплины, как наукометрическая антропология.

ИСТОМИН Алексей Александрович
Институт этнологии и антропологии РАН (Москва), alaist-2009@mail.ru
ИЗУЧЕНИЕ ФОРТ-РОССА И ПРОБЛЕМА АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО «ПОЛЯ»
Форт-Росс, как источник информации, это прежде всего история колонии Росс (в том числе этническая история и историческая антропология), где контакт с исторической реальностью в основе своей не предполагает полевые этнографические исследования – он происходит через документы и археологические находки, позволяющие реконструировать жизнь в прошлом. Это не исключает методов полевой этнографии при изучении устной традиции, oral history, следов этнокультурного воздействия на коренное население, а также истории реконструкции памятника – но для историка все это имеет маргинальное значение. Однако на примере Форт-Росса мы видим как объект исторического исследования в силу развития социально-исторического контекста может «продлиться» в современность и предстать в ней как сообщество «людей Форт-Росса» со своим набором коммеморативных и реконструктивных практик, которые могут быть исследованы традиционными методами полевой этнографии. Центральное место в данном случае имеет празднование в Форт-Россе «Дня живой истории» и активность общественных организаций, дающие ценный культурно-антропологический материал. В этом случае неизбежность включенного наблюдения предполагает и автоэтнографический подход. В последнее время также возрастает изучение материалов социальных сетей, в которых актуализируется тема Форт-Росса. При этом переход от изучения колонии Росс к изучению Форт-Росса как современного культурного феномена означает принципиальное изменение фокуса исследования.

КУЗНЕЦОВ Игорь Валерьевич
Институт языкознания РАН (Москва), igorkuznet@gmail.com
ЙОКАТС КАЛИФОРНИИ В 1996 ГОДУ И 25 ЛЕТ СПУСТЯ

В сентябре 1996 г. автору довелось посетить резервацию Туле-Ривер и ранчерию Санта-Роза (шт. Калифорния), увидеть святые места йокатс и понаблюдать за современной резервационной жизнью в этой части Америки. Тогда же состоялось несколько запомнившихся интервью с политическими и духовными лидерами обеих общин. Затрагивались проблемы сохранения культурного наследия и языков йокатс (тачи, йоуламни, йодэнчи и др.), участия местных коренных американцев в паниндейских организациях. Йокатс интересовались судьбой своих вещей в Кунсткамере. Было заметно, что насущными вопросами для них являются также экология и участие в игровом бизнесе. Сегодня уже нет в живых большинства участников той встречи. В 2003 г. умерла Леона Дэбни (племенной лидер). Еще через 12 лет не стало Агнес Веры, так и не успевшей окончить свой словарь йоуламни. Последним, в 2018 г., ушел шаман Леонард Менюэл. Панихида по человеку, отказавшемуся от христианства, проходила не в церкви, а в спортивном зале. Расстроилось Eagle Mountain Casino. Заведение стало приносить стабильный доход, но появились новые проблемы, связанные с исключением из числа его бенефициаров «ненастоящих» йокатс, неспособных подтвердить официальное членство. В отношении контроля племени над водой Туле-ривер окончательного решения еще нет.

БАШКИРОВ Михаил Борисович
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (Якутск), bashkiroffm@gmail.com
КАНАДСКИЕ МЕТИСЫ: ЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ В «ПОЛЕ»
На протяжении последних десятилетий в Канаде вокруг дефиниции «метис» ведется непрекращающаяся дискуссия как на научном, так и на общественно-политическом уровне. От иных этнокультурных групп метисов отличает гибридное аборигенно-европейское происхождение (разумеется, в различных пропорциях в случае каждого сообщества и каждого отдельного индивидуума). В центре этой дискуссии главным образом стоит вопрос, кого можно отнести к общности метисов, а кого – нет, иными словами, кто является частью исторической «нации метисов», возникшей в канадских прериях, а кто – просто лицом смешанного происхождения. В докладе будет затронута тема возможности участия/неучастия «постороннего» (в лице российского исследователя) в этой дискуссии. Автору доклада несколько раз (с 2012 по 2018 гг.) посчастливилось работать в провинции Манитоба как с представителями данной общности, так и с архивными, музейными и др. материалами. Кроме того, в докладе речь пойдет о ряде личных аспектов, сопряженных с исследованием метисной общности: опыте работы и контактов с различными группами и активистами, а также о препятствиях при работе в «поле».

БОРИСОВ Глеб Борисович
Независимый исследователь (Москва), gleb_borisov@hotmail.com
ИЗУЧАЯ «СТАРЫХ» ИНДЕЙЦЕВ, И ОБЩАЯСЬ С «НОВЫМИ» ИНДЕЙЦАМИ. ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ И ИНДЕЙЦЕВ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
В настоящее время многие исследователи в ходе своих проектов обращаются непосредственно к коренным жителям Северной Америки. Большинство, если не все, испытывают трудности определенного рода в коммуникации. В какие моменты это случается и почему? В чем же разница между «исследователем» и «индейцем»? Рассмотреть проблему в перспективе, обозначить детально вопросы, волнующие каждую из сторон, а также прийти к неким простейшим рекомендациям – задачи, поставленные нами. Современный ученый и авторитетный лидер индейской общины могут обладать схожей культурной и образовательной базой и в тоже время стоять на принципиально непохожих позициях по отношению к проблеме исследования и его планируемым результатам. Многие ученые, действуя в парадигме деколонизации, встают на сторону индейских общин. Истоки современного состояния дел лежат в конце 1980-х – начале 1990-х гг., и одной из его высот стало принятие NAGPRA в 1990 г. Массовая репатриация началась с конца 1990-х гг. А вскоре научные организации совместно с представителями индейских общин разработали несколько программных документов с целым набором правил и наставлений для исследователей, желающих работать непосредственно с носителями современных традиций. Для нас интересен опыт отечественных и зарубежных коллег, столкнувшихся в последние десятилетия с этой проблемой. Обобщенный анализ информации, полученной из разных мест, открывает порой неожиданные грани в общении ученого и коренных жителей, а также может служить своеобразным руководством для современного исследователя.

Обед (12:00–13:00)

Дневное заседание (13:00–17:00)

БЕЛЯЕВ Дмитрий Дмитриевич
Российский государственный гуманитарный университет, Институт этнологии и антропологии РАН (Москва), lakamha@mail.ru
ПРОЕКТ «ЭПИГРАФИЧЕСКИЙ АТЛАС ПЕТЕНА»: ИТОГИ РАБОТЫ 2013–2019 ГГ.
Российско-гватемальский проект «Эпиграфический атлас Петена» реализуется на базе Центра исследований майя имени Кнорозова (CEMYK) в Гватемале с 2013 г. Первоначально он был ориентирован на создание основы для корпуса прочитанных иероглифических текстов майя, о котором неоднократно писал Ю.В. Кнорозов. Изучение иероглифических текстов в Национальном парке Тикаль в ходе первого сезона показала, что применение современных техник фиксации изображений позволяет существенно улучшить качество документации эпиграфических источников. На протяжении последующих полевых сезонов было редокументировано несколько сот надписей из городов классического периода. Помимо Тикаля, среди них Вашактун, Ицимте, Ишлу, Йашха, Канкуэн, Ла-Амелия, Ла-Корона, Мачакила, Наранхо, Пьедрас-Неграс, Рио-Асуль, Сакпетен, Сапоте-Бобаль, Уканаль, Химбаль, Эль-Сапоте и др. Многие из этих надписей ранее не были введены в научный оборот. Благодаря созданию обширной базы данных эпиграфических памятников появилась возможность находить текстуальные, палеографические и хронологические параллели между надписями неизвестного происхождения, хранящимися в музейных собраниях и частных коллекциях, и надписями, найденными в археологическом контексте, что позволяет существенно расширить горизонты майяского источниковедения, уточнить многие аспекты палеографии и хронологии текстов, а также создает новые возможности для реконструкции истории государств майя классического периода и позволяет открыть новые аспекты культуры древних майя. Одним из важных результатов проекта было создание общедоступного собрания эпиграфических материалов, материалами которого активно пользуются латиноамериканские, европейские и североамериканские коллеги.

ВЕПРЕЦКИЙ Сергей Викторович
Институт этнологии и антропологии РАН, Российский государственный гуманитарный университет (Москва), servepr@gmail.com
ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ МАЙЯНИСТИКЕ
Внедрение новых технологий в исторические исследования происходит повсеместно. Не является исключением и отечественная майянистика. В 2013 г. под руководством Д.Д. Беляева начал свою работу проект «Эпиграфический атлас Петена», сфокусировавшийся на документации эпиграфических памятников майя, представляющих собой надписи на твердых носителях, таких как каменные монументы (стелы, алтари, панели, притолоки, иероглифические лестницы и т.п.), керамические сосуды и предметы мелкой пластики. Качественная документация эпиграфических памятников значительно упрощает дальнейший их анализ, именно поэтому применение новых технологий в рамках работы данного проекта играет ключевую роль. В данном докладе будут рассмотрены наиболее актуальные методы и новые технологии, применяемые при документации эпиграфических памятников древних майя, а именно: 1. Фотографирование с использованием косого света. Подразумевает создание большого количества фотографий с изменяющимся углом подсветки монумента, в результате чего становятся видны дополнительные детали рельефа;
2. RTI-изображение – технология, подразумевающая создание двухмерного изображения с трехмерным светом, направление которого можно менять по собственному усмотрению в специальной программе; 3. Фотограмметрия – технология, позволяющая создать трехмерную модель с помощью фотографий под разными углами наклона камеры; 4. 3д-сканирование – самая продвинутая, но в то же время самая дорогостоящая на данный момент технология, дающая наиболее точный и качественный результат при документации, поскольку фактически сохраняет памятник в электронном виде.

КОРОВИНА Евгения Владимировна
Институт языкознания РАН (Москва), jekorovina@gmail.com
НОВЫЕ ДАННЫЕ ПО ЯЗЫКУ МАИПУРЕ
Язык маипуре, вымерший в конце 18 в., был распространен в верхнем течении р. Ориноко и ее притоков. Все известные на сегодняшний день данные по этому языку происходят из работ священника-иезуита Филипе Джилия (1721–1789), который работал в этом регионе. В ходе работы по анализу «Сравнительного словаря всех языков и наречий: По азбучному порядку расположенному» (1790–1791) в нем был обнаружен список, относящийся к этому языку. Список, представленный там также, вероятно, восходит к Джилию, однако содержит ряд новых слов. Из 195 зафиксированных слов примерно 60 не были зафиксированы в других его публикациях. Важно отметить, что кириллическая орфография «Словаря всех языков…», очевидно, является транслитерацией источника с записью слов маипуре на итальянский манер (среди работ Джилии есть записи как в итальянской, так и в испанской орфографии).

БОРИСОВА Галина Александровна
Российский государственный гуманитарный университет (Москва), mutemuia@gmail.com
РИТУАЛЬНО-ОБРЯДОВЫЕ ПРАКТИКИ НА ОЗЕРЕ АМАТИЛАН: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОСТЬ
На протяжении нескольких тысяч лет оз. Аматитлан в Гватемале являлось местом проведения разнообразных ритуалов, на дне озера были выявлены 8 подводных археологических памятников, представляющих собой зоны скопления доиспанских объектов. В настоящее время на озере ежегодно проводится обряд, объединяющий в себе как христианские, так и местные дохристианские верования. Согласно локальным преданиям, на вершине холма в северной части озера находилась фигура местного божества, которая в XVII в. исчезла во время сильного града и землетрясения. На следующее утро у подножия скалы, на небольшом возвышении, появилась маленькая деревянная скульптура, изображавшая Младенца Иисуса. Появление фигуры Младенца Иисуса отмечается ежегодно: праздник La Fiesta de la Santa Cruz состоит из ярмарки и культурно-развлекательных мероприятий, которые продолжаются в течение 10 дней и заканчиваются праздничной мессой 3 мая. После мессы священники торжественно проносят фигуру Младенца Иисуса через город к водам оз. Аматитлан и помещают его на пышно украшенную лодку. Местные жители и рыбаки также украшают свои лодки, процессия движется через озеро к скале, на которой, согласно преданию, появилась скульптура. В качестве подношений в озеро опускают цветы и фрукты. Стоит отметить тот факт, что в данном месте на дне находится подводный археологический памятник, на котором было обнаружено большое количество керамики доиспанского периода. В докладе будут рассмотрены различные аспекты обряда, а также значение ритуалов на оз. Аматитлан в исторической перспективе.

АШРАФЬЯН Константин Эдуардович
Московский Государственный Областной Университет (Москва), kea6465@mail.ru
ИСТОРИЯ, БИОАРХЕОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ И ПРАВО: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУК ПРИ РАССМОТРЕНИИ СОБЫТИЙ ОТКРЫТИЯ ФЛОРИДЫ В XVI В.
Изучая историю открытия, освоения и христианизации испанцами Флориды в XVI в., мы сталкиваемся с рядом проблем: 1. Вопрос о правах испанской короны и правах Х. Колумба и его наследников на открытые земли; 2. Вопрос о границах Испанской Флориды; 3. Вопрос о физико-антропологических характеристиках коренных жителей Флориды; 4. Вопросы гендерного характера, в недостаточной мере поднимаемые при рассмотрении освоения Нового Света; 5. Проблема «ускоренного развития», связанная с расцветом пиратства в Атлантике; 6. Полномасштабное «очернение» политики Испании со стороны ее конкурентов. Эти проблемы показывают, что при анализе происходивших тогда событий, неудач и успехов в освоении Америки, нам может помочь только междисциплинарный подход.

МОЛОДЧИКОВА Татьяна Сергеевна
Российский государственный гуманитарный университет (Москва), tatiana20emr@gmail.com
ПРОБЛЕМА ИНДЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕКСИКАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX В.
Происхождение мексиканской антропологии как научной дисциплины уходит своими корнями во времена Мексиканской революции (1910–1917) – эпоху значимых перемен и потрясений. В отличие от предыдущего периода в истории Мексики, революционный национализм не мог игнорировать существование коренного населения, и ученые-антропологи превратились в главных производителей знания об экономической, социальной и культурной ситуации в стране. В Мексике, характеризующейся большой региональной и этнической гетерогенностью – важной задачей было создание объединяющей идеологии, а также интеграция индейского населения (в основе своей сельского) в единый модернизационный процесс. С этой целью правительство прибегало к помощи антропологов, философов и педагогов. В рамках настоящего доклада будут представлены идеи мексиканских антропологов и философов первой половины XX в.: Мануэля Гамио, Хосе Васконселоса, Альфонсо Касо, Гонсало Агирре Бельтрана, касающиеся индейского образования, призванного стать одним из главных инструментов социокультурной интеграции. В работах этих авторов были разработаны теоретические положения, касающиеся «индейского вопроса» в Мексике, которые легли в основу многих образовательных проектов мексиканского правительства в 1910–1940-е гг.

ЕРШОВА Галина Гавриловна
Российский государственный гуманитарный университет (Москва), galkorgi@gmail.com
ПРАВОСЛАВИЕ В ГВАТЕМАЛЕ: ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Гватемала считается в Латинской Америке страной с наибольшим количеством населения, исповедующим православие. Представлено несколько патриархатов – греческий, сербский, антиохийский и сирийский (сиро-яковитский). Несмотря на то, что формально церковь была долгое время отделена от государства, следует отметить, что католическая церковь в Гватемале достаточно реакционна, вплетена в политическую жизнь и оказывает сопротивление появлению иных христианских конфессий. Исключение составляют лишь многочисленные неопротестантские полусектантские движения, большинство которых именуются «гаражными церквами» по причине малочисленности адептов, размещающихся для богослужений в сараях. В антиохийскую церковь традиционно в основном входят мигранты из арабских стран и их потомки. Сирийская церковь стремительно увеличивает количество адептов, за счет в основном индейцев, принимающих эту веру целыми селениями. Число верующих, принадлежащих только сирийской церкви, составляет около миллиона человек. Полевые исследования, проведенные в 2015–2019 гг., позволили выявить особенности работы с индейским населением создателя и епископа сирийской церкви в Гватемале. Это и построение церквей, и создание семинарии, активное вовлечение общин в церковную жизнь. Индейское население чрезвычайно заинтересовано в перспективах экономического успеха, который обусловлен наличием священника-менеджера. Кроме того, важным фактором становится ритуальный аспект сирийского православия. Это и яркие одеяния, пышные архаичные спектакли-литургии, громкая музыка, организация храмового и прихрамового пространства. Все элементы перекликаются с доколумбовыми обрядово-религиозными традициями.

8 июля

Утреннее заседание (08:00–12:00)

ШЕМЯКИН Яков Георгиевич
Институт Латинской Америки РАН (Москва), shemyakinx3@gmail.com
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ КОНТЕКСТ
В трактовке проблемы развития современной латиноамериканской мыслью четко прослеживается антропологическая доминанта. Если обобщить основные идеи – составляющие этой доминанты, то получается следующая картина: концепт развития несводим к его экономическому измерению (при всей безусловной значимости последнего) и охватывает все стороны и измерения человеческой жизни – экономические, политические, социальные, духовные; не человек для развития, а развитие для человека: недопустима трактовка, в соответствии с которой люди рассматриваются как средство для осуществления целей развития, которое должно быть ориентировано на человека, на удовлетворение всех его жизненных потребностей, как материальных, так и духовных; люди должны быть активными субъектами процесса развития, принимать в нем непосредственное участие (принцип «инклюзивности»); подобное участие возможно лишь в случае смягчения социального неравенства; чтобы достичь поставленных целей, процесс развития должен обрести качество устойчивости. В центре внимания большинства латиноамериканских авторов – обоснование мысли о том, что право на трактуемое подобным образом развитие принадлежит к числу основных прав человека. При этом особо подчеркивается, что реализовать право на развитие возможно только в том случае, если соблюдаются все остальные права человека. Их безусловное соблюдение становится, таким образом, одним из ключевых условий реализации программы устойчивого развития. Отличительной определяющей чертой латиноамериканской мысли является постепенное осмысление ключевого значения права на идентичность, то есть на сохранение собственного культурно-исторического «лица» вопреки любым попыткам нивелировать его неповторимые черты. Как свидетельствует исторический опыт, в первую очередь опыт автохтонных народов, без реализации этого права в социальной практике все остальные права, провозглашенные в конституциях государств региона к югу от Рио-Гранде-дель-Норте, либо вообще не действуют, либо действие их ограничено.

ВЕСЕЛОВА Ирина Юрьевна
Российский университет дружбы народов (Москва), veselova-iyu@rudn.ru
ПОСТКОЛОНИАЛИЗМ КАК ФИЛОСОФСКИЙ ОРИЕНТИР ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
На сегодняшний день историческая антропология является одним из ключевых направлений современной исторической науки и находится в постоянном поиске путей междисциплинарного синтеза. На примере ряда работ по колониальной истории Латинской Америки, вышедших в последние десятилетия, мы можем видеть, что исследователи уделяют все больше внимания таким междисциплинарным полям, как история повседневности, история идей, гендерная история и т.д. В основе большинства подобных исследований лежит философская концепция постколониализма, рассматривающая исторические события через призму взаимоотношений колонизирующего и колонизируемого, победителя и проигравшего и их культурных различий. У подобного подхода есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, в поле зрения исследователя попадают те сферы, которым ранее по причине изучения обезличенных процессов в истории не уделялось особого внимания. К примеру, появляются работы о роли женщины в креольском обществе, или о смерти как особом культурном явлении с точки зрения жителя Новой Испании в XVIII в. Однако, с другой стороны, под влиянием современного социально-политического дискурса часто происходит смещение исследовательского фокуса в пользу колонизируемого. В связи с этим перед ученым, занимающимся исторической антропологией, сегодня стоит важный вопрос о том, насколько его исследования должны отвечать современной социальной и культурной повестке, и способен ли он сам повлиять на нее в ответ.

АЛЕКСАНДРОВ Глеб Владимирович
Международный Центр Антропологии НИУ ВШЭ (Москва), glaleksandrov@gmail.com

«КОРОЛИ» И «ВОЖДИ»: РАЗВИТИЕ КОЛОНИАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ И ИЗМЕНЕНИЯ В ВОСПРИЯТИИ ИНДЕЙЦЕВ В НОВОАНГЛИЙСКИХ ИСТОЧНИКАХ XVII В.
Антропологическое изучение ранней Новой Англии, и вообще ранней Америки, по необходимости требует обращения к многочисленным и разнообразным письменным источникам. Но при этом требуется учитывать специфику источников, обстоятельства их появления, их место в колониальной культуре в целом. В случае Новой Англии, например, между источниками первой половины XVII в. и произведениями конца XVII – начала XVIII в., посвященными так или иначе коренному населению региона, есть ряд значимых различий, связанных с изменениями как в собственно колониальном, так и в английском обществе. В частности, проблема легитимности власти и многочисленные ее трактовки, возникавшие во время английской Революции, неизбежно сказывались на отношении к властным институтам индейцев. Всевозможные идеологические эволюции XVII в. во многом определяли специфику восприятия и описания коренного населения Америки – и до некоторой степени определяют ее до сих пор, поскольку распространенные в массовой культуре представления об этом периоде американской истории во многом формировались именно во второй половине XVII – начале XVIII в. В данном докладе рассматривается специфика новоанглийских источников XVII в. и влияние на особенности восприятия индейцев идеологического развития колоний и метрополии. Отдельное внимание уделено месту сложившихся в этот период представлений в дальнейшем культурном и идейном развитии Америки вплоть до сегодняшнего дня.

КУЗНЕЦОВ Анатолий Михайлович
Восточный институт – Школа региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета (Владивосток), kuznetsov.2012@mail.ru
АМЕРИКАНИСТСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В АНТРОПОЛОГИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Современная методология мультидисциплинарного подхода позволяет пересмотреть взаимоотношение между ранее «несовмещающимися» дисциплинами и показать актуальность новых областей исследований. К числу последних относится и антропология международных отношений, рассматривающая основных акторов с точки зрения их антропологических характеристик, включая этнический состав населения. Применение потенциала этнологии/антропологии к канадской политике мультикультурализма позволяет выявить новые ее обстоятельства и понять неудачи с попытками ее продвижения в Европе. Актуализация истории «индейских войн», основных этапов «индейской политики» и связанной с ними фронтирной идеологии, а также истории рабства в США, дает возможность установить причины появления таких базовых принципов внешней политики североамериканских администраций, как «американская исключительность» и «право на глобальное лидерство». Значение антропологического потенциала, прежде всего, в области анализа самосознания и представлений, как массовых, так и индивидуальных, проявляется в «канонических теориях» международных отношений, рожденных в США. В разное время стали формироваться модели европейские (английская, французская), а в последнее время и незападные (индийская, китайская) в отношении теории международных отношений. Как следует из концепции ориентализма Э. Саида, явление разного восприятия и осмысления одной и той же реальности характерно не только для ученых, но и для представителей соответствующих обществ. Наши данные доказывают высокий эвристический потенциал концепции психоментального комплекса С.М. Широкогорова.

КИЗИМА Марина Прокофьевна
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (Москва), kizimam@yandex.ru
ИНДЕЙЦЫ СРЕДНЕГО ЗАПАДА США В ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ЗАРИСОВКАХ И РАЗМЫШЛЕНИЯХ МАРГАРЕТ ФУЛЛЕР В КНИГЕ «ЛЕТО НА ОЗЕРАХ, В 1843-М»
Книга американского романтика-трансценденталиста Маргарет Фуллер (1810–1850) «Лето на озерах, в 1843-м» была написана ею по итогам поездки на Средний Запад США, ее собственных наблюдений и последующей работы в библиотеке Гарвардского университета. Судьбы коренного населения в их столкновении с европейской цивилизацией – одна из центральных тем книги. Ее трактовка весьма противоречива: Фуллер разделяла доминировавшую в те годы концепцию прогресса как неизбежного вытеснения цивилизацией всех форм дикости, а потому считала культуру индейцев обреченной на гибель; вместе с тем, она сочувствовала коренному населению, была убеждена, что отношение «белых» к индейцам противоречит христианским ценностям. Важной и во многом новаторской в то время чертой Фуллер-этнографа является тот факт, что индейцы в ее описаниях предстают не только как объекты наблюдений, но и как субъекты, участвующие во взаимоотношениях с «белыми» и непосредственно с ней самой. Фуллер отмечает душевную чуткость и деликатность индейцев при контактах с ней. Кроме того, культура индейцев рассматривается ею как стройная самостоятельная система смыслов: размышляя о религиозных ритуалах, Фуллер указывает на глубину религиозного сознания индейцев, отмечает гармоничность их культуры в отношениях с природой, их эстетический вкус. Эти качества книги Фуллер внесли свой вклад в развитие этнографии в США.

ЛАУТЕР Ольга Юрьевна
Высшая школа социальных наук (Париж), olya.lauter@gmx.net
ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА АЛЯСКЕ
Сотрудничество исследователей и малочисленных коренных народов Америки имеет потенциал для развития междисциплинарных проектов, результаты которых могут быть полезны обеим сторонам в вопросах решения социально-экономических, а также экологических проблем Арктики. Однако взаимоотношения между коренными народами, исследователями и политиками остаются недостаточно развитыми. Несмотря на возрастающий интерес к подобному сотрудничеству, многие вопросы интеграции традиционных и научных знаний остаются без ответов. Опыт проведения актуальных полевых этнографических исследований, как и роль антропологов в развитии данного сотрудничества, остаются крайне важными. Исследователи со всего мира продолжают проводить полевые исследования в сотрудничестве с коренными народами Арктики. В США существуют требования, связанные с проведением таких исследований, например, директивы Национального Научного Фонда (NSF). Меры, принимаемые для этичного взаимодействия с коренным населением, не представляются достаточными для решения проблемы недоверия к исследователям. В докладе рассматриваются этические вопросы, возникшие в процессе проведения полевых этнографических исследований сохранения идентичности юпиков, проживающих в городах Аляски. В частности, обсуждение таких актуальных вопросов, как вопрос доверия между исследователем и представителями коренных народов, вопрос интеллектуальной собственности, конфиденциальности, построения отношений, представляется необходимым для решения проблем, связанных с проведением междисциплинарных исследований Америки, а также с интеграцией традиционных и научных знаний.

Обед (12:00–13:00)

Дневное заседание (13:00–17:00)

ИГНАТЬЕВ Роман Николаевич
Институт этнологии и антропологии РАН (Москва), roman.ignatiev@gmail.com
СИТУАЦИОННЫЕ СТЕЧЕНИЯ В НАУКЕ: ДЖ. ФОСТЕР И СТАРЫЙ СВЕТ
Исчезнувшая Испанская империя оставила зримый след на огромных пространствах Америки. В 1949 г. антрополог из США Дж. Фостер отправляется в Испанию с желанием найти разгадку живучести социальных форм, привезенных испанскими колонизаторами. Ему предстоят разъезды по стране-«парии», истерзанной гражданской войной, на привезенном из-за океана «шевроле» в компании почти ровесника, испанского этнолога Х. Каро Барохи. В контакте с ними развивается испанская авантюра также почти их ровесника, британского антрополога Дж. Питт-Риверса. Удастся ли масштабный план Фостера? Обнаружит ли он мексиканский Цинцунцан у басков, в Эстремадуре или Андалусии? Или Старый и Новый Свет в своих научных и светских беседах снова разойдутся?

КОНДАКОВА Ольга Владимировна
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт-Петербург), sokolovaolga09@gmail.com
ГИБРИДИЗАЦИЯ И ЕЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ В ИСТОРИИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАТИНОАМЕРИКАНИСТИКИ
В условиях, когда меняющаяся реальность ставит все новые задачи перед науками об обществе, важно помнить о том, как предыдущие поколения ученых отвечали на социальные вызовы своего времени. Изучение межкультурных взаимодействий является одним из острейших вызовов, который волновал антропологов на протяжении всего XX в., и по сей день дает не только пищу для размышлений, но и повод для оперативной реакции. Теоретические подходы к обстоятельствам и последствиям «встречи цивилизаций» варьировали от представления о том, что межкультурные контакты приводят либо к полному или частичному принятию, либо к отторжению элементов чужой культуры, до концепции «третьего пространства» формирования «текучих» идентичностей. Такие понятия как аккультурация, креолизация, синкретизм, метисация, гибридизация и т.п. многократно переосмыслялись в соответствии с общественными запросами и рефлексией антропологов. В рамках доклада будет кратко рассказано о том, какое применение нашли эти концепты на материале латиноамериканских обществ, и какое значение они имели для формирования национальных идентичностей. Анализ результатов взаимовлияния науки и общества позволит приблизиться к пониманию роли антропологического знания в современном мире.

ВОРОБЬЕВ Денис Валерьевич
Институт этнологии и антропологии РАН (Москва), pakamagan@rambler.ru
МИССИОНЕРЫ В КАНАДСКОМ ПОЛЕ (XVII–XIX ВВ.): ОТ ОПИСАНИЯ К НАУЧНЫМ ОБОБЩЕНИЯМ
Миссионеров XVII–XIX вв., деятельность которых проходила в Канадской Субарктике, с полным правом можно назвать полевыми исследователями. Безусловно, основной и единственной, с их точки зрения, задачей, было обращение автохтонного населения в христианскую веру, но для успешного ее выполнения им, зачастую вынужденно и даже не всегда осознано, приходилось становиться этнографами. Находясь практически постоянно со своей паствой, они наблюдали ее жизнь и интерпретировали ее. Так, труды иезуита Поля Ле Жёна представляют собой всестороннее и глубокое этнографическое описание жизни индейцев монтанье первой половины XVII в. В 1650-е гг. окончательно сформировалась система «летучих миссий», в которой миссионеры весь зимний период кочевали с группами семей охотников по тайге и по сути, делали то, что через несколько столетий будет названо антропологами «методом включенного наблюдения». В отличие от трудов Ле Жёна, их записи не имеют систематизированного характера, но содержат многочисленные этнографические наблюдения и заключения. В сер. XIX в. Канаде начинают вести свою деятельность миссионеры-облаты. Некоторые из них выводят миссионерскую этнологию на новый уровень. Особо следует отметить Эмиля Птито – человека энциклопедических знаний, проведшего среди различных групп северных атапасков почти двадцать лет. В своих работах Птито выходит за пределы этнографического описания и приходит к «чистой науке», в частности, делая вывод о происхождении атапасков от древнеиудейских племен и приводит многочисленные доводы, по его мнению, подтверждающие данную теорию.

НЕЧИПОРУК Дмитрий Михайлович
Тюменский государственный университет (Тюмень), d.m.nechiporuk@utmn.ru
«ОЦИФРОВАТЬ, ЧТОБЫ ПОМНИЛИ»: ИЗУЧЕНИЕ МАССОВОЙ МИГРАЦИИ ИЗ РОССИИ В США В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ
С появлением интернета и компьютерных методов обработки большого массива статистических данных стала активно развиваться цифровые гуманитарные науки. За короткий промежуток времени цифровые гуманитарные науки выделились в самостоятельное направление. Благодаря интернету стало возможным находить и изучать источники, выложенные на специальных сайтах, которые стали называть базами данных. По мере роста количества оцифрованных исторических источников историки и краеведы значительно расширили свои возможности по изучению самых разных аспектов политической, экономической и социальной истории. За рубежом оцифровка и размещение исторических документов в интернете развивается очень интенсивно. Безусловным лидером в этом деле являются США, где только за последние 15-20 лет в интернет выложены огромные массивы периодических изданий и правительственных документов. Активно развивается онлайн-генеалогия, т.е. изучение сведений о происхождении семей и родов. Массовая оцифровка различных источников позволяет исследователям и простым пользователям искать информацию через обращение к крупным базам данных: ancestry.com, familysearch.com, findmypast.com, genealogybank.com, newspapers.com. Эти сайты важны тем, что теперь можно изучать биографии людей, эмигрировавших из Российской империи/СССР в США. На примере этой темы я буду говорить об изучении миграции посредством использования различных баз данных. Т.е., каким образом персональные цифровые архивы, блоги, веб-страницы, онлайн-родословные, помогают изучать историю массовой миграции, а также формируют память о предках и родственниках в XXI в.

ФЕДЮШИН Владислав Валерьевич
Институт этнологии и антропологии РАН (Москва), vladfedyushin@gmail.com
«КАЖДЫЙ КАДР, ДОКУМЕНТИРУЮЩИЙ РЕАЛЬНОСТЬ, НЕПРИЕМЛЕМ ДЛЯ СИСТЕМЫ»: К ДИАЛЕКТИКЕ ТРЕТЬЕГО КИНЕМАТОГРАФА И ВИЗУАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Метод визуальной антропологии сложился в 1960–70-е гг. В то же время, прежде всего, в Аргентине и других латиноамериканских странах, получает теоретическое оформление Третий кинематограф – проект творческого, нацеленного на активное изменение социальной реальности кино, не стесняющегося своей вовлеченности в политическую борьбу и не скрывающего своих идей за образами и метафорами. В этом Третий кинематограф оказывается противоположен визуальной антропологии, исходящей во многом из позитивистской посылки о необходимости отстраненного наблюдения за субъектом. В то же время целью режиссеров Третьего кинематографа является предельно точная фиксация тех аспектов действительности, которые отталкивают авторов массового или «авторского кино» своей некинематографичностью или уродством. Здесь можно найти странную связь между обоими видами кинопроизводства.

ЧИКРИЗОВ Владимир Александрович
Российский государственный гуманитарный университет (Москва), obivan131313@yandex.ru
ЯКОВЛЕВ Степан Валерьевич
Российский государственный гуманитарный университет (Москва), uoto2013@mail.ru
ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И МИФОЛОГИИ ИНДЕЙЦЕВ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В СОВРЕМЕННОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
В докладе исследуются используемые современной анимацией образы, в которых отражены жизнь и мифология коренных жителей Латинской Америки. Эта тема чрезвычайно интересна, так как мультфильмы являются одним из средств, при помощи которого массовый зритель с юного возраста знакомится не только с самим фактом существования, но и с элементами образа жизни и религиозными представлениями индейцев Латинской Америки. В докладе будут разобраны три недавно вышедших анимационных произведения: “Pachamama” и “Onyx Equinox”, “Victor and Valentino”. Каждый из них нацелен на разную аудиторию и посвящен различным регионам Латинской Америки, что позволяет расширить источниковую базу доклада.

Свободная дискуссия (17:00–18:00)

Поделиться:

1023 дня назад
7 июля 8:00 — 8 июля 2021 18:00

Событие пройдет онлайн

Уже есть билет
Ссылка на онлайн-событие рассылается за час до его начала.
Получить ссылку

Поделиться:

Связь с организатором

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов